On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Evgen.85
Купинец




Сообщение: 2950
Зарегистрирован: 26.02.11
Откуда: Россия, Новокузнецк СФО
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.09.12 12:36. Заголовок: Предательство Беленко 6 сентября 1976г


Угон в Японию самолёта МиГ-25

6 сентября 1976 года советский летчик старший лейтенант Беленко, совершая полет на перехватчике МиГ-25, перелетел в Японию и попросил политического убежища США.

МиГ-25ПБудущий изменник Родины Виктор Беленко родился в Нальчике в обычной рабочей семье, которой Советская власть не сделала ничего плохого. После развода родителей в двухлетнем возрасте был оставлен матерью и воспитывался у родственников, а затем у отца с мачехой. В 1965 окончил среднюю школу с серебряной медалью. До призыва в армию работал на предприятиях Омска. В течение одного семестра учился в Омском мединституте, одновременно занимался в аэроклубе ДОСААФ. В 1967 году Беленко поступил в Армавирское высшее училище лётчиков, которое успешно окончил в 1971 году. Был направлен на службу лётчиком-инструктором в Ставропольское авиационное училище. В служебных характеристиках и аттестациях на всём протяжении службы в армии характеризовался положительно. Член КПСС. Избирался членом комсомольского и партийного бюро. В 1975 году переведён на Дальний Восток (по его желанию) и получил назначение в истребительный авиаполк 11-й Отдельной армии ПВО (авиабаза Чугуевка (Приморский край). В должности старшего лётчика Беленко летал на истребителе-перехватчике МиГ-25П (бортовой номер — «31»).

6 сентября 1976 года в 6:45 Беленко вылетел с аэродрома Соколовка Приморского края для выполнения полётного упражнения. В 9:15 японское радио передало, что самолёт МиГ-25П, пилотируемый советским лётчиком Беленко, совершил посадку в аэропорту Хакодате (остров Хоккай-до). Впоследствии японскими властями было сделано официальное уведомление, что Беленко попросил политического убежища. 9 сентября он был вывезен в США. Самолёт был разобран, подвергнут детальному изучению японскими и американскими специалистами и возвращён в СССР 15 ноября 1976 года.

Для расследования побега Беленко была создана специальная группа КГБ СССР. В целях всестороннего изучения его личности были опрошены сто шестнадцать человек из числа родственников и сослуживцев. Собраны данные о состоянии здоровья, взаимоотношениях с командованием и в семье, морально-политических качествах, отношении к советской действительности. В полученных данных не было отмечено, чтобы он интересовался уровнем жизни на Западе, в частности американским. Среди своего окружения осуждал бывшего лётчика-инструктора Армавирского училища Сафронова, перелетевшего в Иран в 1973 году. Со слов жены, передач зарубежных радиостанций не слушал сам и не разрешал слушать ей, а также запретил переписываться со школьной подругой, которая вышла замуж за иностранца и проживала в Италии.

Вместе с тем стало известно, что Беленко однажды высказал недовольство условиями жизни лётного состава, нерегламентированным рабочим днём, частой отменой выходных. При этом Виктор Беленкоон говорил, что американские лётчики заняты по службе меньше.

Не были подтверждены муссировавшиеся на Западе различные инсинуации о том, что Беленко до побега был завербован американской разведкой. По-видимому, они были сделаны в пропагандистских целях. Полученные в ходе оперативного расследования данные в своей совокупности не давали оснований полагать, что Беленко совершил перелёт за границу, руководствуясь корыстными побуждениями.

Глубокой проработке были подвергнуты вопросы, связанные с возможностью вынужденной посадки Беленко в Японии. Для этого имелись веские основания. Он имел достаточно высокую теоретическую подготовку и, как летчик, достаточный уровень летной натренированности на самолете МиГ-25П. Об этом говорит тот факт, что вылет осуществлялся из состава дежурных сил на перехват контрольной цели, следовавшей курсом в районе береговой черты (между г. Находка и г.Владивосток.) однако заключения специалистов, объективные данные приборов, выводы о техническом состоянии систем и аппаратуры самолёта свидетельствовали о том, что вынужденная посадка МиГ-25П в Японии была маловероятной. Полёт совершался в простых метеоусловиях. Береговая линия со всех высот просматривалась отчётливо. Лётчик мог видеть солнце и ориентироваться по нему. По заключению ГНИИ ВВС, исследовавшего объективные данные системы автоматической регистрации параметров полёта (САРПП), возвращённой японцами вместе с самолётом, Беленко практически держал прямой курс на остров Хоккайдо и не делал никаких разворотов. Экспертизой подтверждено, что плёнка САРПП принадлежала его самолёту. Системой САРПП также зарегистрировано, что Беленко ушёл из учебной зоны в сторону моря, резко снизившись до 250 м. На этой высоте он летел над морской поверхностью от береговой черты СССР примерно 130 км. Такие действия пилота, по мнению специалистов, могли свидетельствовать о его стремлении уйти от радиолокационного сопровождения. Личные документы Беленко (свидетельство лётчика-инструктора 1-го класса, аттестат зрелости, диплом об окончании военного училища, свидетельство о рождении) среди его вещей и у родственников не обнаружены, хотя по сообщению жены они находились в их квартире.

В сообщении иностранной прессы отмечалось, что Беленко возвращены изъятые у него при задержании полицией документы, среди которых находится свидетельство о рождении. Можно полагать, что все эти документы Беленко взял с собой.

Всестороннее изучение личности Беленко, его поведения на службе и в быту показало, что у МиГ-25Пнего неоднократно складывались острые конфликтные ситуации с командованием. Так, в период службы в Ставропольском авиационном училище он выражал настойчивое желание уйти с инструкторской работы и в связи с этим изыскивал различные возможности для перевода в боевой полк. Однако эти попытки успеха не имели, так как командование, как правило, лётчиков-инструкторов из училища в войска не отпускало. По этой причине он стал проявлять недовольство и резко обострил отношения с командирами. В 1975 году обратился с рапортом к начальнику училища с просьбой уволить его из Советской Армии, мотивируя тем, что не желает служить с командирами, которые постоянно злоупотребляют спиртными напитками.

За первые полгода службы на новом месте Беленко зарекомендовал себя с положительной стороны, успешно прошёл курс переподготовки на новом для него типе самолёта МиГ-25П, был назначен исполняющим обязанности начальника штаба эскадрильи, избран заместителем секретаря партийного бюро эскадрильи. К служебным обязанностям относился добросовестно. Недовольства своим положением или неустроенностью не высказывал. Примерно с июля 1976 года стали замечаться странности в его поведении. Он стал нервозным, взвинченным. Болезненно переживал задержку с присвоением очередного воинского звания капитана и с назначением на обещанную при переводе должность начальника штаба эскадрильи.

6 сентября, несмотря на конфликтную ситуацию, он был включен в плановые полёты и прибыл на аэродром. Когда он направлялся к боевому самолёту для совершения полёта, один из лётчиков обратил внимание, что Беленко был бледен, на лице и шее выступили красные пятна. После посадки в кабину, находясь в состоянии нервного возбуждения, дрожащими руками долго не мог присоединить фишку радиостанции и смог сделать это только с помощью техника. Материалы следствия свидетельствовали о том, что у Беленко действительно имелись основания быть недовольным своим служебным положением. Срок выслуги в воинском звании старший лейтенант у него окончился 10 января 1976 года, однако до сентября звание капитан из-за нерасторопности командования он не получил. Обещанная должность начальника штаба эскадрильи давала ему право на поступление в академию, куда он очень стремился.

Следствие пришло к выводу, что перелёт был совершён умышленно. Зарубежная резидентура сообщала, что американские спецслужбы активно интересуются новым самолетом, прозванным ими "Летучей лисицей", и пытаются раздобыть о нем любые сведения.

Недавно токийская телекомпания Nexus задумала снять фильм о бывшем советском летчике. Режиссер Акиро Мицумори считает, что до сих пор в Японии двойственное отношение к Беленко. Одни считают его героем, сказавшем правду о СССР. Для большинства же же он просто предатель. Киногруппе, работавшей в Америке, удалось встретится с Беленко и взять у него интервью. Кстати, в России Беленко был дважды объявлен погибшим в 1978 и в 1997 годах. Но, к сожалению, 67-летний предатель жив и здоров. О личной жизни бывшего летчика все эти годы не было ничего известно и японскому режиссеру удалось кое-что выяснить. Ему показалось, что Беленко не очень устроен в жизни. Живет он в штате Калифорния, скитаясь по гостиницам и мотелям. Вначале он преподавал технику и тактику воздушного боя в одной из военных академий. Со временем знания его устарели и он переключился на чтение лекций о событиях, обычаях и традициях в СССР. Но после развала Советского Союза его лекции перестали быть актуальными. Единственное, чем отблагодарила его Америка – предоставила ему гражданство. Средства на жизнь ему приходится зарабатывать коммерцией. В свое время Беленко женился на американке, от которой у него трое детей. Однако, затем развелся и оставил ей, согласно брачному контракту, дом.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ответов - 2 [только новые]


Evgen.85
Купинец




Сообщение: 2951
Зарегистрирован: 26.02.11
Откуда: Россия, Новокузнецк СФО
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.09.12 12:44. Заголовок: Общаясь с инструктор..


Общаясь с инструкторами ,кто летал в те годы с Беленко , отзывы о нем спокойные , но вот НИ кто из лично знавших Беленко карьеры не сделал...не дали.....

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Evgen.85
Купинец




Сообщение: 2953
Зарегистрирован: 26.02.11
Откуда: Россия, Новокузнецк СФО
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.09.12 11:52. Заголовок: Загадки одного угона..


Загадки одного угона.

Непосредственный участник событий 28-летней давности - опытный летчик, полковник в отставке киевлянин Анатолий Мазур рассказал свою, отличную от официальной, версию произошедшего инцидента

Истребитель МиГ-25п. Истребитель МиГ-25п, на котором выполнял учебный полет старший лейтенант Виктор Беленко, исчез с радаров 6 сентября 1976 года. И только через двенадцать часов, ночью 7-го, стало известно, что он приземлился на японском аэродроме Хокадате. Долго этот случай, как и другие инциденты подобного рода, которые с середины шестидесятых стали в Советском Союзе явлением нередким, рассматривали как угон самолета. Говорят, среди летчиков в то время даже ходила байка, якобы еще во время войны во Вьетнаме американцы вели пропаганду: кто угонит в США новейший советский истребитель, получит вознаграждение в 100 тысяч долларов. Вот, дескать, и стараются некоторые сомнительные личности разбогатеть, предав Родину. То же поначалу говорили и о Беленко. Но, как позже оказалось, в том угоне все было не так однозначно. И недаром из всего множества подобных происшествий полет Беленко и сегодня отмечают особым образом.
"На носу возвращенного МиГа японцы мелом написали: "Каменный век"

- Читал, что угон самолета старшим лейтенантом Виктором Беленко стоил Советскому Союзу два миллиарда рублей. В такую сумму якобы обошлось переоснащение армии и флота и гражданских служб новой системой опознавания "свой-чужой" (старая оказалась в руках японцев, так как ею был оборудован угнанный самолет). Правда ли это?

- Со временем эта история стала обрастать множеством слухов, - рассказывает Анатолий Мазур, - в правдивости которых мне как очевидцу тех событий можно усомниться. Думаю, кому-то было выгодно, чтобы появились слухи и домыслы, - нужно было скрыть истинный смысл случившегося. И эти кто-то, вполне вероятно, находились не за океаном, а в Союзе!

А насчет материального ущерба, то цифра, которую вы называете, сильно преувеличена. Конечно, определенные проблемы опознавания создала потеря системы. Но тогда быстро нашли временный и эффективный выход. Если раньше на запрос "свой" летчик должен был дать условный сигнал в эфир, то теперь он должен был молчать. Кто отозвался - враг. К тому же системы опознавания в то время часто менялись. И дело здесь не в угоне самолетов. На смену старым приходили новые, более совершенные. И угон самолета Беленко, как я узнал позже, пришелся на тот период, когда назревала замена старой системы опознавания. Это косвенно подтвердили и японцы, когда спустя полгода вернули в Союз угнанный истребитель. На носу машины, где устанавливалось радиолокационное оборудование, мелом большими буквами было написано: "Каменный век"! В это же время от одного знакомого военного инженера, разрабатывавшего подобные системы, я узнал, что новая, более эффективная, уже давно разработана, но ее внедрение тормозилось по неясным причинам. Угон самолета ускорил решение вопроса. Случайно ли такое совпадение? Возможно, МиГом могли пожертвовать ради того, чтобы ввести вероятного противника в заблуждение относительно нашей отсталости. Хотя это лишь предположение... Между тем, реальные загадки начали появляться с самого начала прибытия Беленко в авиационную часть.
"В телеграмме о переводе Виктора Беленко был подделан код"

- Вам приходилось с ним встречаться?

- Более того, я лично принял его на службу в нашу часть! В то время я был в звании полковника и занимал должность начальника отдела боевой подготовки и боевого применения авиации армии ПВО. И вот по спецканалу мы получили телеграмму о том, что из Ставрополья в боевой полк просится на службу инструктор училища Беленко. Тогда такие переводы считались обычным делом. Никаких подозрений не возникало, но, как выяснилось позже (об этом мне рассказали сотрудники КГБ), в той телеграмме не все было чисто. Обычно такие переводы летчиков санкционировала Москва, и поэтому на телеграммах должен был стоять условный код Москвы. На той телеграмме он тоже был, но на самом деле документ посылали не из столицы, а из ставропольского училища. Кому нужно было идти на риск и фальсифицировать код, остается загадкой.

- А сам Беленко у вас не вызвал никаких подозрений?

- Он меня удивил. К тому времени я был опытным летчиком, принимал на службу многих офицеров. Еще тогда отметил, что из общей массы Беленко выделялся чрезвычайной аккуратностью, глубокими знаниями, четкими ответами на вопросы. Во время того короткого разговора у меня промелькнула мысль: "Такими правильными летчики не бывают..." Складывалось впечатление, что его хорошо натаскали. Смутила и еще одна вещь. В то время шла волна "омолаживания" командирского состава боевых истребительных подразделений. Беленко же слишком поздно попал в боевую часть, чтобы в перспективе получить в ней командирскую должность. Ему светило лишь продвижение по штабной работе, но это в перспективе означало отказ от полетов. Я обрисовал ему эту картину, однако летчика это не смутило. Еще, помню, удивился: просится летать, но понимает, что от этого надо будет вскоре отказаться... Как бы там ни было, старшего лейтенанта Беленко приняли в полк, где он стал осваивать новую для него технику - истребители МиГ-25. Так прошел почти год, и вспомнить о старшем лейтенанте пришлось осенью 1976 года...

- В это время, как известно, на Дальнем Востоке с проверкой был сам маршал авиации Савицкий.

- Маршал Савицкий прибыл с многочисленной группой офицеров. Причем проверка оказалась для нас неожиданностью. Обычно такие вещи согласовывают загодя, составляют план, готовят часть. А тут все произошло мгновенно. К тому же маршал прибыл в Приморье, минуя штаб армии, что само по себе странно. Спустя годы у меня появилось небезосновательное предположение, что появление Савицкого и угон самолета Беленко - не простое совпадение. Проанализировав факты, я предположил, что маршал прибыл на Дальний Восток, чтобы проследить выполнение особого задания. Но какого?

На момент прибытия Савицкого у нас в части не намечалось никаких полетов. Но утром 6 сентября командующий армии ПВО поставил мне задачу немедленно вылететь в Приморье для руководства боевыми стрельбами. Полк самолетов МиГ-25п впервые выполнял стрельбы по воздушным мишеням. На высоте полета мишеней была облачность, и летчики не могли вести прицельную стрельбу. Тогда я принял решение прекратить стрельбы, а проводить полеты согласно плану боевой подготовки. Беленко, только что вернувшийся из отпуска, должен был совершить контрольный полет на учебно-боевом самолете и только после этого летать самостоятельно, чтобы отрабатывать технику пилотирования. И тут стали происходить поистине необъяснимые вещи.
"Почему-то никто не заметил, что Беленко сел не в свой самолет"

- В исполнении Беленко?

Виктор Беленко - американский шпион, предатель или агент КГБ. - Я бы сказал, Беленко и его команды, хотя это лишь мое предположение. Согласно таблице полетов, за ним был записан самолет под номером "20" с вторым вариантом заправки - 70 процентов горючего только для полетов в учебную зону. Но на аэродроме стояли МиГи, заправленные на сто процентов для полетов на дальность и боевых стрельб. Техники и руководитель полетов, который, собственно, и дает пилоту разрешение на взлет, четко знают, кто должен лететь, на каком самолете, с каким вариантом заправки, для какого задания. Все это зафиксировано в специальных таблицах. Что делает Беленко? Он находит самолет со стопроцентной заправкой под номером "23" и как ни в чем не бывало садится в него. Техник несоответствия не замечает. Беленко выруливает на полосу, делает запрос: "Разрешите взлет?" И руководитель полетов дает добро на взлет! При этом все видят, что пилот летит не на своей машине! Объяснить это простой халатностью трудно. Думаю, причина здесь иная.

Беленко выходит в зону, сообщает, что готов к выполнению задания. Но какого? Руководитель полетов дает распоряжение: "Выполнение задания разрешаю". И через мгновение самолет... исчезает с радаров. Как оказалось, Беленко вышел из зоны видимости следящих систем, опустившись на предельно малую высоту. На бреющем полете он и направился в Японию. Это впоследствии подтвердит пограничник, который видел одинокий самолет, летевший над самыми сопками в сторону открытого моря.

- Писали, что за Беленко отправили в погоню перехватчик, но угонщик успел дотянуть до Японии.

- Все это мифы, которыми обросла история. Самолет-перехватчик за Беленко не посылали, так как никто не знал, куда он делся, в какую сторону полетел. Наоборот, чтобы не было неразберихи, всю боевую технику тут же посадили на аэродромы. В воздух поднялись лишь спасательные самолеты и вертолеты, так как изначально думали, что МиГ-25п упал в море. А что касается горючего, то со стопроцентной заправкой его хватило бы еще и на обратный путь - не то, что в Японию.

- Как скоро стало известно, что Беленко приземлился в Японии?

- Ночью 7 сентября мне позвонил оперативный дежурный армии и сказал: "Беленко сел на острове Хоккайдо". Оказалось, что на пункте наведения авиации операторы поймали сигнал японского телеканала, где показывали приземлившийся русский самолет. Конечно, это был шок. Я видел этот сюжет и уже тогда высказал предположение начальнику штаба армии генералу Евгению Данилову (он, кстати, тоже живет в Киеве), что здесь не все чисто. Во-первых, Беленко сел не на большой военный аэродром Титоса, куда спокойно мог долететь, а на маленький гражданский Хокадате. Во-вторых, там длина взлетно-посадочной полосы всего-то 1200 метров, в то время как для МиГа нужна полоса не менее 2,5 километра! Посадить так мастерски самолет, имея всего 6-7 часов самостоятельного пилотирования, просто невозможно!

Тогда же появилось предположение, что, находясь в отпуске, Беленко тренировался летать на МиГе-25п. Сделать это было вполне реально даже самому Беленко - как инструктору и начальнику штаба эскадрильи. А если еще иметь покровителей?.. К тому же, никто так и не мог толком выяснить, где же старший лейтенант провел полтора месяца отпуска. Одни говорили, что был пару дней у мамы в Магадане, другие - что отдыхал на юге. Еще один любопытный факт: как только стало известно, что Беленко сел в Японии, маршал Савицкий с группой мгновенно убыли в Москву. Хотя, по логике, ему следовало остаться и начать расследование происшествия.

И самое главное, Беленко там уже ждали. Такой вывод можно было сделать по его поведению. В течение получаса он никого не подпускал к самолету. Даже стрелял в воздух из пистолета. Складывалось впечатление, что он ждал того, кто придет за ним, назовет нужный пароль и заберет самолет.

- А почему Беленко объявили предателем только спустя три месяца после угона?

- Первое время у нас обсуждалась версия, что летчик сбился с курса. Советский Союз даже требовал вернуть заблудшую овцу назад. Но даже тогда все это напоминало тщательно разыгранный спектакль. Интересно, что все эти три месяца его супруга с ребенком спокойно жили в военном городке. Более того, жена получала за мужа зарплату и паек, словно он совершил геройский поступок. Никто не трогал и нас - ни взысканий, ни наказаний в части не последовало. И только в ноябре, на итоговом совещании руководящего состава армии ПВО, Беленко был объявлен предателем Родины. Именно тогда нас стали немного прижимать: кому-то звание задержали, кого-то перевели в другую часть. В это же время куда-то бесследно исчезла супруга и ребенок старшего лейтенанта, хотя мать так и осталась жить в Магадане. Сам же угонщик, говорят, жив и поныне. Обитает в США.

Источники:

podrobnosti.ua

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 17
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет