Ан-148 — ближнемагистральный пассажирский самолёт, рассчитанный на перевозку от 68 до 85 пассажиров
Разработан в ОКБ им. О.К. Антонова. Производится на Воронежском акционерном самолётостроительном заводе и киевском заводе Авиант.
Максимальная дальность полёта:
— 4400 км, при максимальном количестве пассажиров (Ан-148-100АЕ);
— 6240 км, с максимальной платной нагрузкой (Ан-168)
Крейсерская скорость — 800–870 км/ч
Ан-148 был создан Авиационным научно-техническим комплексом О. К. Антонова, совместно с Россией На мощностях Киевского авиазавода «Авиант» на Украине и Воронежского самолётостроительного общества (ВАСО) в России начато строительство первых серийных Ан-148 по украинской лицензии.
РБК привёл данные о возможности того, что российская Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) подпишет предварительное соглашение с ГК «Антонов» об установке французских двигателей, которые предполагается собирать на заводе в Рыбинске, на самолёты Ан-148. У ОАО «Мотор Сич» есть соглашение с ГП «Антонов» о том, что первые 50 самолётов будут выпускаться с двигателями Д-436. Учитывая темп производства этих лайнеров, возможность замены двигателей на SaM-146 появится не скоро.
Вероятно, предложение об установке двигателей SaM146 на самолёты Ан-148 будет отвергнуто.
В России продажей, поставками в финансовый и операционный лизинг этих самолётов занимается лизинговая компания Ильюшин Финанс Ко (ИФК), у которой сформирован портфель соглашений с российскими авиакомпаниями на поставку 54 самолётов. Сертификат типа самолёта соответствия европейским нормам получен 26 февраля 2007 года
Разработка пассажирского самолёта, который должен заменить Ан-74 и Ан-72, была начата в ОКБ им. О. К. Антонова в начале 1990-х годов коллективом под руководством Петра Балабуева. Изначально спроектированный как транспортный самолёт, для перевозки пассажиров Ан-74 приспособлен не был. И даже при переносе двигателей на пилон под крыло (Ан-74ТК-300), что повышало топливную эффективность, самолёт не мог конкурировать с современными региональными самолётами схожей пассажировместимости.
Исходя из этого, было принято решение о создании нового пассажирского самолёта Ан-74-68, который отличался новым крылом, удлинённым фюзеляжем и новыми двигателями Д-36 пятой серии с изменённой конструкцией реверса. Рабочее проектирование самолёта, получившего новое обозначение Ан-148, началось в 2001 году. За основу была взята концепция самолёта Ан-74ТК-300. Ан-148 не является модификацией Ан-74, а представляет собой полностью спроектированный с нуля самолёт. По сравнению с Ан-74, увеличены длина и диаметр фюзеляжа, применены двигатели Д-436-148 с электронной цифровой системой управления, используется крыло другой конструктивно-силовой схемы. Летные испытания Ан-148 начались 17 декабря 2004 года
Модификации семейства самолётов Ан-148
Ан-148-100А Вариант пассажирского самолёта малой дальности. Самолёт рассчитан на перевозку 70—80 пассажиров на дальность 2000—3000 км.
Ан-148-100B (базовый) Вариант самолёта на 70—80 пассажиров, с дальностью полета до 3600 км (или 3000—4000 км).
Ан-148-100Е Самолёт с пассажировместимостью 70—80 человек, с дальностью полета до 5000 км.
Ан-148-100Е1 административный вариант, способный с 40—55 пассажирами на борту летать на расстояние 6000—7000 км.
Ан-158 Вариант самолёта с удлинённым фюзеляжем на 100 человек и дальностью полёта 2200 км.
Ан-148-200 Вариант самолёта с изменённой хвостовой частью по отношению к Ан-148-100.
Ан-168 Вариант самолёта деловой авиации и с дальностью полета 7 тыс. км.
Ан-168МП Вариант самолёта патрульной авиации.
Ан-178 Вариант транспортного самолёта на базе Ан-158.
Варианты самолётов (Ан-148-100А/-100B/-100Е) имеют одинаковую длину фюзеляжа и одинаковый планер