В конце 40-х годов В.М.Мясищев (в то время профессор МАИ) подал в правительство научнообоснованное предложение о создании стратегического бомбардировщика СДБ с дальностью полёта 11-12 тыс.км. 24 марта 1951 года СМ СССР назначил его главным конструктором воссозданного после закрытия ОКБ-23 МАП. В июне были утверждены тактико-технические характеристики самолёта "25" (обозначение КБ - "23", позже - "103"). Первый прототип был построен к ноябрю 1952 года. 20 января 1953 года экипаж Ф.Ф.Опадчего впервые поднял самолёт "М" ("103") в воздух. 15 апреля 1954 года начались государственные испытания бомбардировщика, получившего официальное обозначение М-4. 1 мая самолёт принял участие в воздушном параде над Красной площадью. Вскоре началось его серийное производство на заводе №23 в Филях.
Серийное производство продолжалось до 1960 года. Всего было выпущено 125 самолётов М-4 и 3М различных модификаций (включая статические экземпляры). Все самолёты поступили на вооружение специально созданной в 1954 году 201 тбад (в составе 79, 1096 и 1230 тбап). Специально для М-4 был переоборудован аэродром в Энгельсе. Первый М-4 прибыл в Энгельс 28 февраля 1955 года. В мае 1957 года получены первые 3М. Позже на аэродроме Украинка была сформирована 73 тбад (40 гв.тбап и переданный 79 тбап), оснащённая бомбардировщиками 3М. Первый сброс ядерной бомбы с борта 3М состоялся в 1962 году на Новой Земле. Во время Карибского кризиса полки 201 тбад несли боевое дежурство на аэродроме в Шауляе.
Бомбардировщики 3М стояли на вооружении до 1985 года, после чего были уничтожены в соответствии с советско-американским договором о сокращении стратегических наступательных вооружений. Дольше всего в строю оставались самолёты-заправщики - до марта 1994 года. В настоящее время 2 самолёта (3МД и 3МС-2) являются экспонатами музея ВВС в Монино, один установлен на аэродроме Дягилево (Рязань).
Фотографии 3М можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта:
"М" ("103") - первый прототип. Изготовлен в 1952 году. Первый полёт 20 января 1953 года.
"ДМ" - второй прототип, доработанный. Отличался полным комплектом оборудования и вооружения, механизмом "вздыбливания". Первый полёт в январе 1954 года.
2М ("28") - высотный (проект). Отличался установкой 4 двигателей ВД-5 на разнесённых пилонах под крылом.
3М ("36", "изделие 201", М-6) - с увеличенной дальностью полёта. Отличался двигателями ВД-7 и крылом увеличенного размаха. Первый полёт 27 марта 1956 года. В 1956-1960 годах изготовлено 74 самолёта. Принят на вооружение в 1958 году.
3МН (3МН-1) - бомбардировщик с двигателями ВД-7Б. Изготовлено 30 самолётов. В 60-х годах часть самолётов переоснащена двигателями РД-3М-500.
3МС (3МС-1) - бомбардировщик с двигателями РД-3М-500А. Отличался отсутствием подкрыльевых держателей ПТБ. Изготовлено 40 самолётов.
3М-5 - носитель ракет КСР-5. Отличался составом БРЭО. Разработан в 1973 году. Переоборудован 1 3МН-1.
3М-М - летающая лодка (проект). Разработан в 1960 году.
3М-П - заправщик на базе 3МД (проект). Разработан в 1960 году.
3М-Т - танкер для дозаправки ракетоносца М-52 (проект). Разработан в 1960 году.
3МД (М-6К-14) - доработанный ракетоносец, носитель ракеты К-14. Отличался двигателями ВД-7Б, крылом увеличенной площади, изменённым составом оборудования. Первый полёт 25 ноября 1959 года (экипаж Б.М.Степанова). В 1959-1960 годах изготовлено 10 самолётов (планировалось 60). Впервые показан на выставке в Домодедове в 1967 году.
3МЕ - высотный ракетоносец, носитель ракеты К-14. Отличался конструкцией носовой части фюзеляжа, двигателями РД-7П, РЛС "Рубин-1". В 1959 году переоборудован 1 3М. Первый полёт в марте 1959 года. Планировалась постройка 60 самолётов.
3МН-2 - заправщик на базе 3МН. Переоборудование бомбардировщиков 3МН в заправщики началось в конце 70-х годов.
3МР - дальний морской разведчик (проект). Разработан в 1964 году.
3МС-2 (М-6С-2) - заправщик на базе 3МС. Переоборудование бомбардировщиков 3МС в заправщики началось в конце 70-х годов.
103М - рекордный. Представлял собой М-4 с двигателями ВД-7.
201М - рекордный вариант 3М. В 1959 году на нём установлено 19 мировых рекордов.
ВМ-Т "Атлант" ("3-35", 3М-Т) - транспортный. Предназначен для перевозки крупногабаритных грузов на фюзеляже. Отличается удлинённым фюзеляжем, двухкилевым оперением, двигателями ВД-7М, усиленным шасси. В 1980 году переоборудовано 3 самолёта.
М-4 "Молот" ("изделие 103", 2М) - стратегический бомбардировщик. В 1953-1957 годах изготовлено 32 самолёта. Принят на вооружение в 1954 году.
М-4А - опытный с системой дозаправки в воздухе. Разработан совместно с ОКБ С.М.Алексеева. Изготовлен в 1955 году.
М-4К ("25К") - ракетоносец (проект).
М-4-2 - заправщик на базе М-4. Отличался дополнительным топливным баком в бомбоотсеке на 3600 л и наличием комплексного агрегата заправки. Начиная с 1958 года все ранее выпущенные М-4 переоборудованы в заправщики.
М-4Р-2, 3МНР, 3МСР-2 - доработанные. Отличались составом БРЭО (Р-802В, АРК-42, РСБН-2с, ДИСС-1).
М-6П ("29П", М-29) - пассажирский (проект). Отличался фюзеляжем увеличенного диаметра с салоном на 170-180 мест. Разрабатывался в 1955 году.
М-6Т ("29Т") - транспортный (проект). Разрабатывался в 1956 году.
Проект М-25
Теоретические и экспериментальные исследования показали, что сверхзвуковые самолеты существовавших схем и размеров могли создавать при полете на сверхзвуковой скорости на высотах 30-50 м ударные волны с перепадом давления Р=500+1000 кг/м2. Что это означает на простом человеческом языке? А вот что – после пролета такого самолета в результате воздействия ударной звуковой волны у любого живого организма происходил разрыв кровеносных сосудов с мгновенным летальным исходом. Комментарии, как говорится, излишни.
Работы продолжались до 1972 года, были проработаны пять базовых конфигураций самолета М-25, причем пятый вариант имел длину фюзеляжа около 100 м!
В аэродинамических трубах ЦАГИ (Т-112, Т-113) и ИТПМ (Т-313) были продуты модели, получены первые результаты. Тему закрыли в 1972 году и свыше 35 лет материалы этой работы имели гриф «Совершенно секретно».