Р
Сверхзвуковой одноместный истребитель типа "летающее крыло" с крылом малого удлинения с большой переменной по размаху стреловидностью передней кромки, с двухкилевым вертикальным оперением на концах крыла и с однолыжным убираемым шасси. Силовая установка была скомпонована по принципу газодинамического слияния несущих и тянущих устройств слияния двигателя и крыла. Это достигается превращением внешних осеков крыла в плоские прямоточные комбинированные двигатели, в которых применялась инжекция воздуха перегретыми парами топлива и окислителя с рекуперацией внутреннего и внешнего нагрева поверхности конструкции.
Р-114
Зенитный истребитель-перехватчик с четырьмя ЖРД В.П. Глушко по 300 кгс тяги, со стреловидным крылом (33° по передней кромке), имеющим управление пограничным слоем для увеличения аэродинамического качества крыла, шасси одна убираемая лыжа.
Были разработаны аэродинамические профили К и, в частности, профили с отсосом пограничного слоя. К самолету разрабатывался инфракрасный локатор. В разработке проекта участвовали: по технологии Е.П. Шекунов, по прочности В.Н. Беляев, по локатору К.Е. Полищук. Разумеется, такие далеко опережавшие свое время проекты в те годы осуществлены быть не могли.
Кроме того, Р.Л. Бартини составил доклад о применении реактивных двигательных установок в авиации и об организации исследовательских работ и опытного строительства в этой области. Осенью 1943 г ОКБ было закрыто. В 1944-1946 гг Р.Л. Бартини работал над проектами гражданских самолетов.
Т-107
Фото модели Т-107
С двумя двигателями АШ-82, пассажирский самолет-среднеплан с двухэтажным герметизированным фюзеляжем и трехкилевым оперением (1945 г). Этот проект был в МАПе сначала забракован, но потом после обсуждений в экспертной комиссии утвержден, и самолет был рекомендован к постройке в 1945 г, но не строился, поскольку уже был принят Ил-12.
Т-108
Легкий транспортный самолет с двумя дизелями по 340 лс, двухбалочный высокоплан с грузовой кабиной и неубираемым шасси (1945 г). Не строился.
Т-117
Магистральный транспортный самолет с двумя двигателями АШ-73 по 2300/2600 лс. Схема высокоплан с очень широким фюзеляжем, поперечное сечение которого образовано тремя пересекающимися окружностями. Вся омываемая поверхность самолета была дана аналитическими уравнениями профилей К.
По проекту это был первый самолет, позволявший перевозить танки и грузовики. Но, кроме этого, основным вариантом был герметизированный. Три окружности его поперечного сечения, связанные стенками "коридора", обеспечивали возможность создания герметического фюзеляжа, наружные круговые поверхности которого могли выдерживать любое расчегное давление, как в фюзеляже круглого сечения. В грузовом варианте отсутствовали стенки или стойки коридора и получалось помещение шириной около 4,8 м и высотой до 2,5 м. С учетом конструкции полная наружная ширина фюзеляжа достигала 5 м и высота до 2,9 м. Получался универсальный многоцелевой тип транспортного самолета.
В его пассажирском варианте могли быть три компоновки: А на 42 пассажира с дальностью полета в 1600 км, Люкс на 16 пассажиров, размещенных в 12 одно- и двухместных кабинах. Все кабины, как и общие пассажирские салоны, располагались по бокам среднего коридора герметизированного фюзеляжа. В санитарном варианте могли перевозиться 60 раненых на носилках. В варианте Г грузовом, без герметизации и без внутренних перегородок и кабин в общем большом грузовом помещении можно было перевозить до 160 десантников или шесть автомобилей.
Конструкция цельнометаллическая, очень технологичная. В силовой установке и в оборудовании было много элементов новизны, в частности ряд устройств для обслуживания двигателей в зимних условиях. Были термические противообледенительные устройства в крыле и оперении, мягкие баки и многое другое.
Проект самолета был готов уже осенью 1944 г, весной 1946 г представлен в МАП. После положительных заключений ВВС и ГВФ, после ходатайств и писем ряда выдающихся деятелей авиации (М.В. Хруничева, Г.Ф. Байдукова, А.Д. Алексеева, И.П. Мазурука и др.) был утвержден, и в июле 1946 г была начата постройка самолета на заводе, где вновь было организовано ОКБ Бартини.
В июне 1948 г постройка почти готового (на 80%) самолета была прекращена, поскольку двигатели АШ-73 надо было беречь для Ту-4 и имелся самолет Ил-12. Опять последовали многочисленные ходатайства работников ВВС и ГВФ о выпуске Т-117, но постройка его так и не была завершена.
Т-200
Специальный тяжелый военно-транспортный и десантный самолет, высокоплан с фюзеляжем большой емкости, обводы которого образованы крыльевым профилем, а задняя кромка, раскрываясь вверх и вниз, между двумя хвостовыми балками образовывала проход шириной 5 м и высотой 3 м для крупногабаритных грузов. Силовая установка комбинированная: два поршневых звездообразных четырехрядных двигателя АШ по 2800 лс (будущих) и два турбореактивных РД-45 по 2270 кгс тяги. Предусматривалось управление пограничным слоем крыла, хорда которого 5,5 м (вариант Т-210). Установка-стенд для отсоса пограничного слоя была построена, и на ней были проведены испытания.
Было спроектировано специальное лыжно-колесное шасси повышенной проходимости.
Проект разрабатывался в 1947 г, был утвержден, и самолет в том же году рекомендован к постройке, однако он не строился из-за закрытия ОКБ.
* * * * *
В 1952 г Бартини был назначен начальником отдела перспективных схем СибНИА.
Проводились исследования по профилям К, по управлению пограничным слоем на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях, по теории пограничного слоя, по регенерации пограничного слоя силовой установкой самолета, сверхзвукового крыла с самосбалансированием его при переходе на сверхзвук. У крыла этого типа балансировка достигалась без потерь в аэродинамическом качестве.
В 1945-1961 гг Бартини было разработано пять проектов самолетов полетной массой от 30 до 320 т разного назначения (проекты Ф, Р, Р-АЛ, Е и А).
Видео о самолетах Бартини :
http://video.mail.ru/mail/bodia60/Military/1876.html