VVA-mati -- 21.11.2008 :: 13:26:56
Послушайте, ребятки, скрип старого-перестарого технаря (1968-1970). Часть 1 (разделение на части вынужденное из-за осоденностей вашего редактора).
После окончания МАТИ меня летом 1968 года вызвали в военкомат и… замели в армию на два года. Дело в том, что в институте на военной кафедре мужиков обучали устройству и обслуживанию самолетов МиГ-19, т.е. готовили из нас техников самолетов. Выпускники института имели звание младшего лейтенанта. Выпускники военкомата получали звание лейтенанта и плацкартный билет в часть на два года. Приехав в штаб части (в моем случае в/ч 22000, г. Ташкент), мы из инженеров-лейтенантов ВВС в одно касание превращались в так называемых "двухгодичников". Оттуда штабной чин направлял таких как я "в плинтус" (на карте во всю стену Какайды находились практически на плинтусе). Вот так я оказался в забытом богом уголке Песочницы - "родимой" Азии.
За что забривали таких, как я, в 1968 году? Вспомните, 21 августа 1968 г. в Чехословакию ввели советские войска. Наш народ начал роптать. Опасаясь беспорядков, Москву от излишней молодежи решили "почистить". А тут шикарный повод – надо хоть чуть-чуть восстановить разогнанную Хрущевым авиацию (он считал, что все проблемы можно решить ракетами). И начали отлавливать выпускников институтов…
Какайды (русские говорили Какайты или Кокайты) находится в 18 км от ж/д станции Джар-Курган на линии Термез-Душанбе – для военных "ссыльный" гарнизон. В эту раскаленную дыру отправляли служить, как правило, либо безмозглых новичков (включая двухгодичников и само собой рядовых), либо за что-нибудь проштрафившихся офицеров. Среди гражданских преобладали ссыльные уголовники (т.е. после отсидки, которых опасно возвращать в Русь), ну и, естественно, "бабаи" (ударение на вторую "А", т.е. узбеки).
Первый месяц армия не знала, что делать с двухгодичниками (не солдаты, морду не набьешь), и мы (нас таких было человек 15) просто пьянствовали. Потом отправили на два месяца в учебный центр в Луговой переучиваться на МиГ-21. Вернувшись, мы закрепились за самолетами и "технарили".
Два года службы были не простые, через нас, например, гнали МиГ-21 в Египет (война Израиля с Египтом и Сирией началась 5 июня 1967 года). В 1969-70 годах мне не раз приходилось смывал советские опознавательные знаки и рисовать арабские на новеньких МиГ-21, которые наши летчики перегоняли в Египет. Вообще говоря, летчики попасть в "загранку" буквально рвались. Это давало не только повышение звания, но и серьезный шанс перевестись служить в Россию.
Чего стоят встречи с летчиками из Афганистана, когда они к нам прилетали в дружеские командировки по обмену опытом! Обычно гарнизон был увешан плакатами на тему о бдительности, т.к. граница рядом. Перед самым прилетом афганистанцев все плакаты менялись на прославляющие любовь и дружбу СССР с дорогим соседом. Любая встреча с "друзьями" кончалась тем, что мы их Мигам обязательно (!) меняли покрышки, полностью проверяли всё, что можно, и, если надо, ремонтировали, особенно шасси. Совершенно не понятно, как они при посадке не пробивали стойками крылья! Глядя на посадку любого из них, можно было запросто подхватить инфаркт! Пока мы хлопотали над "ненашенскими" самолетами, друзей сажали в грузовики и везли по аулам. Там афганистанцы скупали в магазинчиках всё железное: утюги, ведра, кастрюли, пружинные кровати и пр. Потом мы с огромным удовольствием наблюдали, как они накупленное грузили в транспортник, грызясь за каждый килограмм. Почти всегда наше командование было вынуждено звонить в Москву за разрешением слить из их самолета часть топлива, т.к. вес барахла существенно превышал допустимый, а перелет через границу всего-то несколько десятков километров. Разрешение, конечно, давали, и транспортник, как обожравшийся слон, со скрипом уползал куда-то на юг.
Часть 2 Особенно интересен 1969 год. На границе с Китаем сплошная муть – официально писали о большой драке за остров Даманский. На самом деле китайцы подтягивали свои войска ко всей границе с нами, особенно много их набралось вблизи Казахстана (в китайской дивизии насчитывалось в 10 раз больше пушечного мяса, чем в нашей). Набралось их там по более миллиона и каждый гораздо лучше любого нашего солдата владеющий пехотным оружием. Об этом, как водится, в газетах не писали (только про Даманский). Кроме того, начало хулиганить узбекское население. В те времена вооруженные патрули (из нашего полка) день и ночь бороздили Какайды и Джар-Курган. И тем не менее нескольких своих солдат и офицеров мы нашли зарезанными… Сделать было ничего нельзя, т.к. офицеру патруля полагался пистолет с одной обоймой, а пара солдатиков должны были обходиться кулаками.
Забавный эпизодик из тех времен. Офицерик из наших (двухгодичников), маленький пухленький, с пистолетиком и двумя солдатиками были днем в патруле по Джар-Кургану. В один прекрасный момент их окружила толпа молодых узбеков и начала задираться. Боясь, что побьют, а ещё хуже, что отнимут пистолет, ребята рванули наутек в отделение милиции, находившееся не так далеко. Солдаты впереди - молодыми оленями, офицерик сзади семенил колобком. Узбеки за ними, растянулись цепочкой. Чувствуя, что первый узбек того гляди схватит, офицерик, выхватив пистоль, резко остановился и повернулся к догоняющему. Тот от неожиданности, толком не остановившись, упал, по инерции пролетел под ноги офицерику и завопил, закрыв голову руками. Наш со страху начал палить практически вертикально вниз. Хотите - верьте, хотите - нет, выпустил всю обойму и… не попал ни разу! Потом влетел в милицию. Милиционеры рассказывали, ваш был белый, как мел, затвор в заднем положении, кинулся к своим солдатикам обниматься – мол, удачно спаслись.
Был случай, мне лично поздно ночью довелось взаправду попалить, выручая какого-то солдатика, возвращавшегося с танцев из самоволки. Была кромешная тьма, так что никто ни в кого не попал – ни я в них, ни они в мой патруль. Только противно дробь над головой шуршала. Удовольствие, получили потом, когда после скрупулезной проверки выяснили, что все штаны патруля были сухие!
В августе 1969 года наш авиационный полк перелетел под город Аягуз (Семипалатинская область Казахской ССР). При перелете из Какайдов в Аягуз разбился молодой летчик Архузен Валерий. Заблудился над горами, керосин стал кончаться, решил сесть вдоль берега какой-то горной речушки, длины не хватило, врезался в скалу, самолет порвало, Валерку тоже. Он совсем недавно приехал с беременной женой из Харьковского училища и лишь успел "облетаться" на спарке, да сделал несколько простейших самостоятельных вылетов.
Технарей перевозили туда на транспортниках, вокруг вились наши 21-ые. Зачем? Чтобы китайцы не ссадили раньше времени. Любопытно (в иллюминаторы было видно), что практически до самого Балхаша вся земля была усеяна, как оспой, капонирами с танками и прочей техникой. Как нам потом сказали, если бы китайцы поперли, то мы не смогли бы их остановить несколько недель.
В районе Аягуза полк обосновался на тайном аэродроме (засыпанная песком бетонка). Две недели шли боевые действия против китайцев. Официально считалось, что ведутся обыкновенные учения. Технари заряжали пушки, подвесные "катюши", вешали бомбы, а летчики отвозили добро китайцам, правда, передавали с шумом и треском. У супостатов приличной авиации тогда почти не было, так, чуть-чуть МиГ-15. Да и те не показывали носа. Но всё же один самолет мы умудрились потерять – на взлете форсаж отказал (при этом самолет резко просаживается) и бедолага оземь. Летчик, на удивление, оказался жив. Отделался огромной черной шишкой во весь лоб (долго ходил без фуражки) и трясущимися руками (два-три месяца).
Соседний полк (г. Мары) потерял двоих. Как? Дошли слухи, что американцы ловко летают на малых высотах. Начали спешно учить своих. А как известно, на вираже скорость резко падает. Если этого не знать, то можно заскользить на крыло и вниз, а там… песок рядом - в пустыню упасть, как в воду кануть. Не сыщешь! Вот так двое и нырнули, пока полеты не прекратили до окончания разбирательства.
Часть 3. В те времена по стране гулял такой анекдот, наиболее точно отражающий отношение народа к происходившему в 1969 году на китайской границе.
Заметка из газеты "Правда": "ТАСС уполномочен заявить!
Москва, ТАСС. Вчера мирно пахавший родную землю советский трактор "Беларусь" был подвергнут нападению со стороны китайской границы. В агрессии приняли участие более ста тысяч китайцев. По команде председателя колхоза полковника Кошкина мирный советский трактор отразил нападение врага беглым огнем из 150-миллиметровой оглобли и, включив форсаж, вышел на околоземную орбиту. Самочувствие трактористов хорошее, все бортовые системы трактора функционируют нормально.
Маршал сельского хозяйства Иванов в ноте китайскому правительству заявил, что в случае повторения подобного инцидента СССР будет вынужден вывести на поля, граничащие с Китаем, всю свою сельскохозяйственную технику, в том числе стратегические мирные сенокосилки "Дружба" с вертикальным взлетом и посадкой".
Кстати, довелось послушать рассказы технаря, бывшего свидетелем событий во время перелета через границу американского летчика Пауэрса (1960 год).
Загляните, позабавьтесь:
Вейник В.А., "Прием в партию", 1973
http://www.veinik.ru/science/any/article/620.html